В Риме буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (итал. Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.
Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило
языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным
древнеримским богам и приносили в жертву животных. Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV.
В 609 году языческий храм освятили, как христианскую церковь — в честь
Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены
останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября...
Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и
величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей
планеты.
Агриппа, зять императора Августа, возводил здание
Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный
пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел.
В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон
отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания
перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был
выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел
отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9
метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему
пространству особый одухотворённый облик.
Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это
соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные
стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную
конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными
колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади Колонны (Piazza della
Colonna), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.
На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.
До сих пор точно неизвестно — кто был автором проекта Пантеона. Историки приписывают авторство Аполлодору из Дамаска.
Снаружи трудно составить объективное впечатление об истинной величине
Пантеона – его заслоняют рядом стоящие здания. Внутреннее пространство
храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер
Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним
обликом здания.
Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек.
Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими
элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода.
Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных
ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают
конструкцию купола.
Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды.
Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.
Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.
Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и
бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась
сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.
Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной
архитектуры для сооружений следующих веков. Древний храм стал и
усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.
Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает
торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов
народа.
Пантеон (Pantheon)
Piazza della Rotonda 00186 Roma, Italia
Ехать автобусом 116 и 116Т до остановки Santa Chiara
Комментариев нет:
Отправить комментарий