Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) –
красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества
кватроченто. Собор виден в городе издалека – его стройная кампанила и
яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами
центральной части Флоренции. Облик этого здания сочетает массивность с
лёгкостью, изящество с монументальностью. «Цветок святой Марии» – так
звучит в переводе его название...
Этапы строительство собора Санта Мария дель Фьоре
Строительство было начато закладкой первого камня в сентябре 1296 г.
Новому храму предназначалось затмить своим масштабом и красотой
грандиозные тосканские соборы – Сиенский и Пизанский. По замыслу
создателей, в огромное здание могло поместиться разом 90 тысяч человек.
Первоначальный проект собора принадлежал Арнольфо ди Камбио. Зодчий
работал над зданием до 1302 года. С его смертью строительство было
приостановлено. Через тридцать лет работу продолжил Джотто. Он занялся
возведением колокольни и создал эскизы отделки фасадов собора.
В 1337 году великий Джотто скончался. Вскоре во Флоренции разразилась
чума и строительство вновь было отложено. Только к началу XV столетия
монументальные стены были полностью возведены. Встал вопрос установки
купола. Для постройки такого сооружения на высоте не существовало
подходящих инженерных решений – ограждение корпуса здания лесами
требовало неимоверных затрат.
Свой вариант предложил архитектор Филиппо Брунеллески. Он просчитал
параметры строения и придумал поднимать секции купола на высоту
посредством уникальной системы консолей. Для устойчивости сооружения
было использовано шесть горизонтальных поясов и двадцать четыре
вертикальных ребра жёсткости. Купол был увенчан изящной
башенкой-латерной – её установил друг Брунеллески – архитектор
Микелоццо. Монтаж занял 16 лет, а все работы над сложным сооружением
завершились к 1461 году. Купол Брунеллески стал воплощением наступившей
эпохи итальянского Ренессанса.
После этого строительство вновь было приостановлено – фасад и
интерьеры остались незаконченными. Работы возобновились только в XIX
веке и завершились в 1887 году. Есть исторические сведения, что деньги
на украшение фасадов собора пожертвовал русский промышленник Демидов.
Герб нашего соотечественника можно увидеть справа от входа в храм.
Оформление фасада
Отделку фасадов собора выполнил Эмилио де Фабрис. Он предложил
использовать для декора горизонтальные и вертикальные панели
разноцветного мрамора. Был привезён белый, зеленоватый и розовый камень
из карьеров Пратто, Сиены, Каррары. Мраморная отделка гармонировала с
облицовкой стен кампанилы и ранее существовавшего баптистерия. Фабрис
создал великолепное ажурное оформление фасада. Некоторые современные
искусствоведы считают его работу слишком перегруженной, однако именно
эти каменные «кружева» придают собору яркий неповторимый облик. В
рельефном декоре господствует тема посвящения Богоматери.
Трёхнефный собор представляет собой латинский крест с полукруглой
апсидой и двумя трансептами. Длина огромного здания составляет 153 м;
максимальная ширина – 90 метров. Верхняя точка фонарной башни,
завершённая медным шаром, поднимается на высоту 90 м.
Кампанила
Стройная прямоугольная кампанила, которую называют «Башня Джотто»,
облицована белыми и зелёными мраморными панелями и вставками из мозаики.
Её наружные стены украшены многочисленными сюжетными барельефами,
фигурами святых пророков и патриархов церкви. На башне открыта обзорная
площадка, к которой ведёт лестница из 414 ступеней. Поднявшись наверх,
можно вблизи рассмотреть главный символ Тосканы – купол Брунеллески. С
площадки на кампаниле открывается лучший панорамный вид Флоренции.
Центральный вход
В арке над главным порталом собора можно увидеть полихромную фреску,
изображающую Мадонну с лилией. Бронзовые врата украшены множеством
рельефных изображений из жития Богоматери. Эти двери считаются
значительным произведением неоготического искусства. На фронтоне
центрального портала установлен барельеф Богоматери, сидящей на троне,
работы Тито Саррокки.
Внутреннее убранство собора
Внутри пространство собора кажется огромным. Великолепный наружный
декор контрастирует с лаконичным интерьером. Главным элементом
внутреннего убранства являются витражи XV века, расположенные в арках
нефов и барабане купола. Необычная деталь обстановки – часы с обратным
ходом, работы Паоло Учелло (1443 г.). Главная священная реликвия храма –
урна с мощами св. Зиновия Флорентийского, работы скульптора Лоренцо
Гиберти.
Внутренняя отделка нижнего уровня здания имеет аскетический вид,
однако роспись сводов купола поражает яркостью красок. Многоярусная
картина работы Федерико Цуккари и Джорджио Вазари изображает сцены
Страшного суда.
Склеп
Подземные помещения собора веками использовались, как усыпальница
флорентийских священников. В склепе находится и могила архитектора
Брунеллески – она открыта для обозрения.
Комплекс Дуомо
На площади Дуомо возле собора находится баптистерий Сан-Джованни, V
века постройки – это старейшее из зданий Флоренции, дошедших до нашего
времени. Баптистерий входит в комплекс Дуомо. Грандиозный флорентийский
собор, его кампанила и баптистерий внесены в реестр ЮНЕСКО, как
выдающийся памятник мирового зодчества.
О других достопримечательностях Флоренции читайте в моем путеводителе здесь.
Время работы
Собор
Пн-ср, пт 10:00-17:00, чт 10:00-15:30, сб 10:00-16:45 (каждая первая суббота месяца до 15:30), вс 13:30-16:45.
Купол собора
Ежедневно 08:30-19:00, сб 08:30-16:40 (первая суббота месяца до 15:20).
Музей
Ежедневно 09:00-19:30, вс 09:00-13:45
Стоимость билета 10 евро
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Piazza del Duomo Firenze Италия
Ехать автобусом С2 до остановки Duomo.
Подписывайтесь
на RSS или
на новости в нашей
группе Вконтакте (справа в меню).
Если Вам понравилась
статья, добавьте комментарий или поделитесь ею с другими!
Комментариев нет:
Отправить комментарий