Translator

вторник, 13 мая 2014 г.

Сикстинская капелла в Ватикане.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото xiquinhosilva

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи похожа на укреплённый бастион. Она и была когда-то крепостью – оплотом католической церкви, убежищем, где римские папы могли укрываться в смутные времена. Сикст IV хотел, чтобы домовая церковь Папского государства своим обликом олицетворяла защищённость божьих наместников, а внутренним убранством подчеркивала их могущество. Строил здание Джордже де Дольчи.
Когда мы вошли в капеллу, просторный зал её был залит светом из окон и лучами прожекторов. Особенно ярко был освещён потолок. Там, на высоких сводах – знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти...

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)
Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото Stefano Petroni
Ощутить величие Сикстинской капеллы в полной мере мешали толпы туристов, тяжёлый шум множества людей, да мелькание фотовспышек. Фотографировать (как и шуметь) здесь запрещено, но охрана с натиском посетителей справлялась, на мой взгляд, неважно.
Потолок Сикстинской капеллы, работа  Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы, работа Микеланджело, фото Maurizio
Потолок капеллы расписывал Микеланджело. Заказ на роспись плафона папа Юлий II отдал Микеланджело с подачи Брамати – архитектора-конкурента, завистника Буонаротти. До того времени великий мастер занимался только архитектурой. Считается, что Брамати хотел спровоцировать Микеланджело на непосильную работу и добиться этим его поражения.
Увидев творение Мастера, становится ясно – никакие завистники не могли сравниться с гением Микеланджело и помешать ему. Всесторонне одарённый Буонаротти триумфально выступил в роли художника, доказав свой великий талант.
Есть легенда, что над росписью сводов художник работал, лёжа на лесах – однако на деле всё происходило иначе. Микеланджело стоял под сводами. Ему приходилось сильно отклоняться назад, чтобы видеть большой участок плоскости. Писать по сырой штукатурке, вдыхая влажные пары, было физически трудно. За четыре года мастер получил несколько хронических болезней, испортил зрение. Первый этап его работы в капелле проходил в 1508–12 гг.
Сотворение Адама, работа Микеланджело
Сотворение Адама, работа Микеланджело, фото Maurizio
Фрески были написаны по специальной схеме, в хронологическом порядке. Художник начал с удалённой части свода, противоположной алтарю. Первой его композицией был «Потоп».
Сегодня, глядя на эти фрески, думается не о божественном гневе и всемирной катастрофе. В этих картинах я увидел человека с его слабостями, страхами, стремлением выжить любой ценой. Микеланджело удалось создать не холодные религиозные сюжеты с бесплотными персонажами, а картины жизни, тонко передающие чувства людей.
Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Папа Климент VII заказал фреску «Страшный суд» для алтарной стены. Художник был уже стар и очень болен, но согласился выполнить заказ.
Фреска «Страшный суд»  на алтарной стене, Микеланджело
Фреска «Страшный суд» на алтарной стене, Микеланджело (фото Maurizio)
И вот мы видим эту удивительную огромную фреску. Микеланджело изобразил не просто момент расплаты за грехи – он написал страшную картину Апокалипсиса и всеобщего отчаяния.
По своему колориту «Страшный суд» отличается от других фресок капеллы: её основной фон – ярко-голубого цвета. Художник использовал в ней минеральную ляпис-лазурь (покупал он её, говорят, на свои деньги). Алтарная роспись капеллы была закончена в 1541 году. В композицию вошли 400 фигур.
Стоя перед этой картиной, уже не замечаешь ни толпы туристов, ни вспышек «запрещённых» фотокамер. Гений Микеланджело проникает в душу – с ним остаёшься один на один.
Тайная вечеря, фреска работы Козимо Росселли
Тайная вечеря, фреска работы Козимо Росселли
Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.
Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.
Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.
Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.
Сегодя Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Viale Vaticano, 2 Città del Vaticano Ватикан

Комментариев нет:

Отправить комментарий